Markets served [102-6]

Position in the industry

The Russian electricity and capacity market is comprised of the wholesale electricity and capacity market and the retail electricity market (REM), with RusHydro operating in the wholesale electricity and capacity market.

The wholesale market is a place where a special type of commodities – electricity and capacity – are traded within the Unified Energy System across Russia’s economic space. Capacity as a commodity is an obligation to properly maintain power generating facilities in order to timely meet the consumer demand for electric power. The retail market trades in only one commodity – electric power.

With acquisition of a number of electricity retailers and the companies of RAO ES East, RusHydro Group has significantly increased its visibility in the retail electricity and heat markets of Russia. The Group also owns distribution grids in the Far East, the Luchegorsky coal strip mine, construction and repair companies, and design institutes, which makes it one of Russia’s largest energy infrastructure holdings.

RusHydro’s key competitive advantages include:

  • HPP/PSPP-based power generation does not require fuel and is therefore not susceptible to fluctuations in fossil fuel prices (natural gas, oil, coal, and other). Moreover, it remains highly profitable as pricing in the electricity and capacity markets reflects the cost of heat generation, which includes fuel expenses.
  • HPPs can adjust output in response to changing demand for power supply, which provides them with guaranteed load during the times of peak demand when electricity price is the highest.
  • Low production cost of power generated by HPPs is the main reason why extra hydropower supplies and capacities are fully consumed within the unified energy systems.
  • As a renewable resource, hydropower ranks among the most environmentally friendly sources of energy. Its use helps reduce emissions from thermal power plants and save hydrocarbons for future generations. Hydropower produced at RusHydro’s HPPs annually saves the planet 50 mt of СО2 emissions;
  • To bring electricity tariffs in the Far East in line with the Russian base (average) rate, a surcharge was added to the capacity price in the first and second price zones of the WECM. RusHydro has been designated by the Russian Government to collect and transfer the surcharge amount to the Far East. This measure has helped reduce the accounts receivable from current consumers in the Far Eastern Federal District and attract investments in the region’s energy-intensive industrial projects to help create potential effective demand for electricity.

With the generating assets of the Group boasting a total installed hydropower capacity of 31 GW, RusHydro ranks among the world’s top hydropower generating companies.

RusHydro’s share in Russia’s electric power market Excluding International Energy Corporation.
Year Electricity Capacity
Output in Russia Output by RusHydro Share Total installed capacity, Russia Total installed capacity, RusHydro Share
mn kWh mn kWh % MW MW %
2016 1,071,800 138,405 12.91 244,100 38,309 15.69
2017 1,073,700 139,820 13.02 246,868 38,479 15.59
2018 1,091,700 143,853 13.18 250,400 38,803 15.50
The world’s largest hydropower generating companies, GW

Competitive landscape

RusHydro Group is one of Russia’s leading electric power producers, with Rosatom State Corporation and the independent energy companies emerging from the restructuring of RAO UES of Russia acting as its main competitors.

RusHydro’s competitors in Russia, GW

Рынки присутствия [102-6]

Положение в отрасли

Рынок электроэнергии и мощности в Российской Федерации разделен на оптовый (ОРЭМ) и розничные (РРЭ) рынки. ПАО «РусГидро» осуществляет операции с электроэнергией и мощностью на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

Оптовый рынок представляет собой сферу обращения особых товаров – электрической энергии и мощности – в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. Мощность как товар представляет собой обязательство по поддержанию в состоянии готовности к выработке электрической энергии генерирующего оборудования для удовлетворения потребности потребителя в электроэнергии. На розничном рынке обращается только один товар – электрическая энергия.

После приобретения сбытовых компаний, а также компаний холдинга «РАО ЭС Востока» Группа РусГидро существенно увеличила свое присутствие на розничных рынках электро- и теплоэнергии Российской Федерации. В Группу РусГидро также входят распределительные сети на Дальнем Востоке, Лучегорский угольный разрез, строительно-ремонтные компании и проектные институты, что делает Группу РусГидро одним из крупнейших энергохолдингов России.

Рыночные преимущества Группы РусГидро:

  • отсутствие топливной составляющей в себестоимости производства электроэнергии на ГЭС/ГАЭС обеспечивает независимость от изменения цен на натуральное энергетическое топливо (природный газ, нефтетопливо, уголь и прочее топливо) и, как следствие, высокую маржинальность производства, так как ценообразование на рынках электроэнергии и мощности осуществляется с учетом стоимости тепловой генерации, включающей топливную составляющую;
  • оборудование ГЭС относится к высокоманевренным генерирующим мощностям, в силу чего им гарантируется загрузка в пиковые часы, которые соответствуют наиболее высоким ценам на рынке;
  • дополнительная мощность и энергия ГЭС используется в балансах объединенных энергосистем в первую очередь и в полном объеме в силу своей экономичности;
  • использование при производстве электроэнергии гидроресурсов, являющихся возобновляемыми и наиболее экологичными источниками энергии, позволяет снижать выбросы в атмосферу тепловых электростанций и сохранять запасы углеводородного топлива для будущих поколений России. ГЭС ПАО «РусГидро» позволяют избежать выброса 50 млн т СО2 в атмосферу ежегодно;
  • для выравнивания тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до базового (среднероссийского) уровня введена надбавка к цене за мощность, которая собирается в первой и второй ценовых зонах ОРЭМ. Правительством Российской Федерации ПАО «РусГидро» определено оператором по сбору и передаче такой надбавки на Дальний Восток. Данная мера позволила снизить уровень дебиторской задолженности действующих потребителей Дальневосточного федерального округа, а также привлечь в макрорегион инвесторов, реализующих промышленные энергоемкие проекты и тем самым формирующих потенциальный платежеспособный спрос на электроэнергию.

Группа РусГидро является одной из крупнейших гидрогенерирующих компаний в мире с установленной мощностью гидрогенерирующих активов в 31 ГВт.

Доля Группы РусГидро на рынке электроэнергии Российской Федерации Данные представлены без учета ЗАО «МЭК».
Год  Выработка электроэнергии Установленная мощность
Российская Федерация Группа РусГидро Доля Российская Федерация Группа РусГидро Доля
млн кВтч млн кВтч % МВт МВт %
2016 1 071 800 138 405 12,91 244 100 38 309 15,69
2017 1 073 700 139 820 13,02 246 868 38 479 15,59
2018 1 091 700 143 853 13,18 250 400 38 803 15,50
Крупнейшие гидрогенерирующие компании в мире, ГВт

Конкурентное окружение

На российском рынке производства электроэнергии Группа РусГидро занимает лидирующие позиции. Ее основными конкурентами являются независимые российские энергетические компании, образованные в том числе в результате реформирования ОАО РАО «ЕЭС России», и Госкорпорация «Росатом».

Конкурентное окружение ПАО «РусГидро» в России, ГВт