Program for the development of energy based on renewables Any renewable energy sources specified in Article 3 of Federal Law No. 35-FZ On Electric Power Industry dated March 26, 2003, excluding HPPs with an installed capacity of over 30 MW

Using renewables is a top priority for RusHydro Group, which keeps ramping up installed capacities by building new HPPs and commissioning new power generation facilities.

RusHydro was among the first in Russia to start developing projects relying on geothermal, solar and wind power generation. One of RusHydro Group’s objectives for 2016–2020 with an outlook until 2025 is to improve energy efficiency by using alternative energy sources. Most of the projects are implemented in isolated energy hubs of the Far Eastern Federal District outside of the Unified Energy System.

Solar and wind power in isolated energy hubs

Since 2012, RusHydro Group has launched 19 solar power plantsIncluding the WPP in Tiksi, which is under pre-commissioning. with a total capacity of 1.6 MW and four wind power plants with a total capacity of 3.6 MW.

Given the local specifics, none of the projects are standard by design, the 1 MW northernmost SPP in Batagay is not an exception. Our R&D specialists have designed a prototype wind diesel and solar diesel power stations and tested a range of equipment, including energy storage units, all to be used in isolated energy hubs of the Far Eastern Federal District.

Commissioned in November 2018, a unique 900 kW wind power plant in Tiksi, an isolated polar settlement in the Republic of Sakha (Yakutia), generates green power for over 4,500 residents. This facility ensures a more stable power supply in Tiksi and makes Yakutia’s Bulunsky District less dependent on expensive diesel fuel deliveries – expected to shrink by 500 tonnes in annual terms. Its three unique turbines were designed to operate in an Arctic climate at temperatures as low as -50ºC and withstand winds of up to 70 m/s. Manufactured by Japan’s Komaihaltec, each turbine is 41.5 m high and has 33 m blades. In 2019, RusHydro will continue working to build a diesel power plant equipped with three 3 MW diesel generators and an energy storage system. Once the project is completed, all these systems will be integrated into a single power generation complex.

Smaller HPPs

RusHydro is active in developing smaller HPPs, which are vital for remote, hard-to-reach and power-deficient areas as well as for local water supply to towns and settlements. These plants are sustainable and provide additional benefits, including the opportunity to store drinking water for future use. In Russia, smaller HPPs are defined as those with a capacity of 30 MW or less (as per GOST R51238-98). They are built on rivers as well as on lake spillways, irrigation channels, etc.

2018 saw the commissioning of a 1.26 MW SHPP on the Bolshoy Zelenchuk River.

Ongoing RES projects
Project RES Capacity, MW Year of commissioning Indirect economic impact
900 kW wind power plant in Tiksi, Bulunsky District Wind 0.9 2019 Replacing the output of a local diesel power plant (operated by JSC Sakha Energy’s Bulun Electric Power Grids) with renewable energy and reducing the consumption of expensive diesel fuel as a result. In addition, a 3,000 kW diesel power plant will be constructed, providing an energy storage unit for the wind diesel power station in Tiksi, Bulunsky District.
Krasnogorskaya SHPP Water 24.9 2021 Addressing shortages within the energy system of Karachay-Cherkessia.
Pravokubanskaya SHPP Water 24.9 2022
Verkhnebalkarskaya SHPP Water 10 2019 Enhancing the power supply to the Balkarian hub.
Ust-Dzhegutinskaya SHPP Water 5.6 2019 Alleviating electricity shortages in Karachay-Cherkessia and enhancing the power supply by using water flows from the Ust-Dzhegutinskiy Main Hydrotechnical Complex.
Barsuchkovskaya SHPP Water 5.25 2019 Creating new generating capacities in the North Caucasian Federal District.

Программа развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии Под возобновляемыми источниками энергии понимаются все ВИЭ, определенные в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», кроме ГЭС установленной мощностью более 30 МВт.

Группа РусГидро считает использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) важным аспектом своей деятельности и стабильно наращивает установленную мощность генерации за счет строительства новых гидроэлектростанций и ввода в действие новых энергогенерирующих мощностей.

ПАО «РусГидро» одним из первых в России начало развивать проекты на основе использования геотермальной, солнечной и ветровой генерации. Одной из задач Группы РусГидро на 2016–2020 годы с перспективой до 2025 года является повышение энергоэффективности благодаря использованию альтернативных источников энергии. Большая часть таких проектов находится в изолированных энергорайонах Дальневосточного федерального округа, не входящих в единую энергосистему.

Энергия солнца и ветра в изолированных энергорайонах

Начиная с 2012 года Группа РусГидро последовательно запустила в Дальневосточном федеральном округе 19 солнечных станцийВключая ВЭС в п. Тикси, которая на дату выхода отчета находилась в режиме пусконаладочных работ. суммарной мощностью 1,6 МВт и четыре ветровые станции мощностью 3,6 МВт.

В силу особенностей каждого населенного пункта все реализуемые проекты являются индивидуальными, в том числе самая северная солнечная станция в поселке Батагай мощностью 1 МВт. В рамках проведения научных и опытно-конструкторских работ были разработаны собственные макеты ветродизельных и солнечно-дизельных комплексов, апробированы различные типы оборудования, включая накопители электроэнергии, для применения в изолированных энергорайонах Дальневосточного федерального округа.

В ноябре 2018 года в арктическом поселке Тикси в Республике Саха (Якутия) введена в эксплуатацию уникальная ветровая электростанция мощностью 900 кВт. Станция начала выработку экологически чистой электроэнергии для изолированного полярного поселка Тикси, в котором сейчас проживают более 4,5 тыс. человек. Работа ветровой электростанции повышает надежность энергоснабжения Тикси и снижает потребление Булунским улусом Якутии дорогостоящего привозного дизельного топлива. По оценке экономия дизельного топлива составит до 500 т в год. Три уникальные ветроустановки выполнены в арктическом исполнении для работы при температуре до –50 ºC и способны выдержать ветер скоростью до 70 м/с. Высота каждой из трех ветроустановок – 41,5 м, диаметр лопастей – 33 м. Оборудование произведено японской компанией Komaihaltec. В 2019 году ПАО «РусГидро» продолжит работу по строительству дизельной электростанции, оснащенной тремя дизельными генераторами общей мощностью 3 МВт и системой аккумулирования электроэнергии. После завершения проекта все указанные системы будут объединены в единый энергетический комплекс.

Энергия малых ГЭС

РусГидро активно занимается развитием малой гидроэнергетики, которая важна для отдаленных, труднодоступных и энергодефицитных районов и локального водоснабжения небольших городов и поселений. Малые ГЭС отличаются экологичностью, а также рядом дополнительных эффектов, таких как возможность накопления и последующего использования питьевой воды. В России к малой гидроэнергетике относят ГЭС, мощность которых не превышает 30 МВт (ГОСТ Р51238-98). Малые ГЭС строятся на реках, а также на озерных водосбросах, оросительных каналах ирригационных систем и др.

В 2018 году была введена в эксплуатацию малая ГЭС на р. Большой Зеленчук мощностью 1,26 МВт.

Реализуемые проекты ВИЭ
Проект Вид ВИЭ Мощность, МВт Сроки ввода Непрямое экономическое воздействие
ВЭС-900 кВт в п. Тикси Булунского района Ветер 0,9 2019 Замещение выработки местной дизельной электростанции (ДЭС Булунских электрических сетей АО «Сахаэнерго») на выработку от ВИЭ. Как следствие – экономия дорогостоящего дизельного топлива. Проект также предусматривает строительство ДЭС-3 000 кВт с накопителем в составе ВДК (ветродизельного комплекса) в п. Тикси Булунского улуса
Красногорская МГЭС Вода 24,9 2021 Обеспечение повышения энергообеспеченности дефицитной в настоящее время Карачаево-Черкесской энергосистемы
Правокубанская МГЭС Вода 24,9 2022
Верхнебалкарская МГЭС Вода 10 2019 Обеспечение повышения энергообеспеченности Балкарского узла
Усть-Джегутинская МГЭС Вода 5,6 2019 Снижение дефицита электроэнергии в Карачаево-Черкесской Республике, повышение энергообеспеченности путем использования обводнительных расходов Усть-Джегутинского головного гидроузла
Барсучковская МГЭС Вода 5,25 2019 Создание новых генерирующих мощностей в Северо-Кавказском федеральном округе