Procurement

Procurement management

To support its activities, RusHydro Group purchases large quantities of works, services, raw materials (including fuel) and products from third parties. RusHydro Group has in place a number of internal by-laws to prevent inappropriate and inefficient use of funds.

Procurement by RusHydro is governed by the applicable Russian laws, including Federal Law No. 223-FZ On Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities dated July 18, 2011 and the Regulations on Procurement (approved in 2018 by resolution No. 265 of RusHydro’s Board of Directors No. 265 dated February 6, 2018, restated as the Uniform Regulations on RusHydro Group’s Procurement Policy effective as of November 1, 2018 pursuant to resolution No. 277 of RusHydro’s Board of Directors No. 277 dated October 4, 2018), whereby:

  • the Company’s Board of Directors oversees procurement management, approves the annual comprehensive procurement program and its progress report.
  • the Central Procurement Commission (CPC) is a permanent collective body which shapes and carries out the uniform procurement policy as well as exercises control and coordination of procurement activities. The CPC Chairman is responsible for procurement management within RusHydro.
  • the CPC appoints standing procurement commissions, which are directly authorized to arrange for and carry out procurement procedures. Depending on the scope of powers, there are procurement commissions of level 1 and level 2 as well as ad hoc commissions.

The objectives and principles of the Uniform Regulations on RusHydro Group’s Procurement Policy



The Regulations on Procurement set out the following objectives and principles:

  • procurement regulation aims to ensure timely and efficient supply of goods, works and services to the customer as well as prudent use of the customer’s funds.
  • procurement regulation relies on rational use of special procedures to make purchases on an arm’s length basis as closely as practicable and provides for mandatory procedures to be followed by the officers in charge of procurement.

These procedures ensure:

  • careful planning of demand;
  • market research;
  • procurement transparency;
  • focus on equality and fairness, with no discrimination or unreasonable restrictions on competition among participants where possible, or, if impossible, enhanced internal control;
  • intended and efficient use of funds allocated for purchasing goods, works and services (taking into account their life cycle cost, where applicable), and implementation of cost-cutting initiatives;
  • no restrictions on participation in the procurement in the form of non-measurable requirements for participants;
  • efficient and fair selection of preferred suppliers following a comprehensive SWOT analysis (with price and quality being the key factors); and
  • follow-up on contracts and use of goods, works and services purchased.

Procurement regulation is based on a systemic approach which ensures that uniform corporate rules are laid down and followed, also determining the authority and responsibility of the officers in charge of procurement. As a result, the customer enjoys:

  • benefits of a regulatory framework;
  • effective platform for procurement management and follow-up control;
  • qualified procurement professionals;
  • well-established procurement infrastructure (information support, e-commerce tools, certification, professional consultants, etc.).

RusHydro publishes information on planned procurement activities and places up-to-date official announcements describing the scope of procurement (item name), material terms of the competitive procurement and other details on its official website in Russia at www.zakupki.gov.ru as well as on the electronic trading platform at https://rushydro.roseltorg.ru.

Following the competitive procedure, the Company publishes the procurement results specifying the winning bidder and the respective price. [103-2]

Implementation of the annual comprehensive procurement program

In 2018, total value of contracts awarded under procurement procedures at RusHydro Group amounted to RUB 270,704 mn (incl. VAT), down by 13% year-on-year, mainly due to a 39% decrease at RusHydro Subgroup. At the same time, the number of procurement procedures rose by 10% to 17,445 due to a 14% increase at JSC RAO ES East Subgroup. Open bidding accounts for over 50% of all procurement procedures, of which 99% run on an electronic trading platform. [102 -9]

Procurement, RUB mn
Procurement by method, %
Type of procurement 2017 2018
RusHydro Subgroup RAO ES East Subgroup RusHydro Subgroup RAO ES East Subgroup
Electronic procurement 87.95 99.40 98.62 99.77
Procurement through open bidding 67.79 42.37 52.69 48.31
Single-source procurement 32.09 57.10 45.95 50.03
Procurement through closed bidding 0 0 0.29 0.82

Procurement is mostly (in money terms) for works and services related to repair and investment programs (upgrade, capital construction projects) of the companies within RusHydro Group.

The procurement items include goods usually purchased by energy companies (core equipment (boilers and turbines), transformers, switchgear cells, package transformer sub stations, isolation valves, control valves, line accessories, cable fittings, pipelines, steam pipelines and spare parts, cabling and wiring, electrical appliances, metal goods, insulators, heat insulators, etc.).

One of the Group’s most important strategic priorities in procurement is to ensure, in a timely and efficient manner, competitive awarding of contracts for fuel supplies (mainly coal and diesel fuel) to meet the needs of its generating facilities (GRES, CHPP, etc.). In 2018, the value of contracts awarded for fuel supplies amounted to RUB 83,042.59 mn (incl. VAT), or 30.7% of total value of contracts awarded under procurement procedures.

The years 2016 through 2018 were characterized by high export prices for coal products, including in the Asia-Pacific market. As a result, the domestic market faced shortage of coal supply nudging up prices that steadily rose at a rate of up to 20 a year. During the period of low coal prices, RusHydro Group’s subsidiaries entered into a number of long-term contracts that expired in 2018. The price terms in these contracts were based on the tariffs then applicable. RusHydro Group intends to adjust the coal purchase price so that it equals the fair price reflecting the fuel cost component and use it as a base price in bidding for long-term coal supply contracts. [103]

Impact of procurement activities on the regions of operations, communities and the environment

Being one of Russia’s largest purchasers of goods, products, services and raw materials, RusHydro Group is fully aware of its responsibility to the regions where it operates, communities and environment and relies on the Uniform Regulations on RusHydro Group’s Procurement Policy (approved by resolution No. 277 of RusHydro’s Board of Directors No. 277 dated October 4, 2018). According to the regulation, any design works (including pre-feasibility studies) for new hydropower and thermal power projects, their construction and modernization, any core equipment and technical specifications and the terms of contracts awarded under procurement procedures must be aligned with the customer’s approved internal sustainability by-laws to ensure:

  • compliance with environmental requirements;
  • protection of cultural heritage sites;
  • industrial and occupational safety;
  • protection of indigenous peoples and socially vulnerable groups;
  • control over negative footprint on climate change and environment; and
  • biodiversity conservation and restoration.

Procurement procedures based on tenders or requests for bids may include relevant sustainability criteria.

Procurement from small and medium-sized businesses (SMEs)

To facilitate competition and development of SMEs, RusHydro Group seeks to partner with small and medium-sized businesses as part of its procurement activities.

RusHydro launched a partnership program with small and medium-sized businesses (the “Partnership Program”) approved by RusHydro’s Order No. 568 dated July 16, 2014). The Partnership Program is developed in accordance with the Russian Ministry of Economic Development’s guidelines (letter No. 23941-EE/D28i dated November 1, 2013).

The register of small and medium-sized businesses included in the Partnership Program is published on RusHydro’s official website in the Procurement section and is updated as necessary.

The list of goods, works and services purchased from SMEs can be found on the website of the Unified Information System for Procurement and on RusHydro’s website.

RusHydro’s target for contracts awarded to SMEs in 2018 was determined by Russian Government’s Resolution No. 1352 On Special Aspects of Participation of Small and Medium Enterprises in Procurement of Goods, Works and Services for Certain Types of Legal Entities dated December 11, 2014. As at December 31, 2018, the Group significantly exceeded the target.

Procurement from SMEs in 2018, %
Indicator Target Actual
Procurement through businesses including SMEs, % of annually awarded contracts RusHydro 18 70.77
RusHydro Group 18 77.86
Procurement only through SMEs, % of annually awarded contracts RusHydro 15 42.15
RusHydro Group 15 28.03

RusHydro Group’s planned target for contracts to businesses including SMEs in 2019 is at least 18%, with at least 15% of its procurement to be delivered only through SMEs.

Import substitution projects

  • As part of the Comprehensive Modernization Program for RusHydro’s generating facilities, the Company plans to increase supplies from domestic machinery producers given that, among other things, certain types of equipment and components will be produced in Russia.
  • To increase supplies from local manufacturers in 2018, RusHydro reduced the share of imported equipment for its operations so that foreign goods, works and services are gradually phased out and replaced by local goods, works and services of equivalent performance and properties.
  • As part of import substitution, in compliance with Federal Law No. 223-FZ On Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities dated July 18, 2011 as well as Russian Government’s Directive No. 1659p-P1383 dated March 15, 2016On Approval of Procedure for Registering Investment Projects Included in the List of Investment Projects , the Company approved the Regulations on Registering Investment Projects Resolution of RusHydro’s Board of Directors dated May 31, 2016 (Minutes No. 237) Included in the List of RusHydro Group’s Investment Projects, which determine a set of standards, rules and requirements for selecting investment projects and obtaining approval to include the investment projects in the Register approved by the Government Commission on Import Substitution Established by Russian Government’s Resolution No. 785 On the Government Commission on Import Substitution dated August 4, 2015 . The Standard Regulations for RusHydro’s Subsidiaries on Registering Investment Projects Included in the List of RusHydro Group’s Investment Projects were approved by RusHydro’s Management Board.
  • In 2018, the share of imported equipment stood at 23%, which is in line with the Roadmap target capped at 23%.
  • As part of efforts to gradually substitute purchases of foreign goods, works and services locally manufactured that have equivalent performance and properties, the Company is supposed to reduce the share of imported equipment in the course of its operations.
  • The Roadmap until 2025 was amended along with RusHydro Group’s updated Long-Term Development Program for 2018–2022 (Minutes No. 271 of the Board of Directors No. 271 dated June 1, 2018).
Share of imported equipment, %

Закупочная деятельность

Управление закупочной деятельностью

Для поддержания своей деятельности Группа РусГидро закупает большие объемы работ, услуг, сырья (включая топливо) и продукции сторонних организаций. В Группе РусГидро утвержден ряд локальных нормативных документов (актов), направленных на предотвращение нецелевого и неэффективного использования средств.

ПАО «РусГидро» при проведении закупок товаров, работ и услуг руководствуется требованиями законодательства Российской Федерации, в частности требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке продукции (утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 06.02.2018 № 265, с 01.11.2018 — Единое положение о закупке продукции для нужд обществ Группы РусГидро, утвержденное решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277), в соответствии с которым:

  • Совет директоров Общества осуществляет общее руководство закупочной деятельностью, утверждает годовую комплексную программу закупок (далее — ГКПЗ) и отчет по ее исполнению;
  • коллегиальный постоянно действующий орган — Центральная закупочная комиссия (далее — ЦЗК) обеспечивает формирование и проведение единой политики закупок, осуществляет контроль и координацию закупочной деятельности. Председатель ЦЗК несет ответственность за организацию закупочной деятельности в Обществе;
  • для непосредственной организации и проведения закупочных процедур ЦЗК назначает постоянно действующие закупочные комиссии. Закупочные комиссии по полномочиям распределяются на комиссии первого и второго уровней, а также специально созданные закупочные комиссии.

Цели и принципы Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро



Положением о закупке продукции определены следующие цели и принципы регламентации закупочной деятельности:

  • процедурная регламентация закупок применяется в целях своевременного и качественного обеспечения заказчика продукцией, а также экономного расходования денежных средств заказчика;
  • регламентация закупочной деятельности построена на разумном использовании специальных приемов для целенаправленного усиления действия рыночных законов в каждом случае закупки, а также предусматривает применение обязательных процедур, которые должны выполняться работниками, обеспечивающими проведение закупки.

Данные процедуры предполагают:

  • тщательное планирование потребности в продукции;
  • анализ рынка;
  • информационную открытость закупки;
  • действия, направленные на достижение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам там, где такая конкуренция возможна, а где невозможна – обеспечение повышенного внутреннего контроля;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам;
  • эффективный для заказчика и справедливый выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции);
  • контроль за исполнением договора и использованием приобретенной продукции.

Регламентация закупочной деятельности базируется на системном подходе, предполагающем наличие и соблюдение корпоративного единства правил закупок с определением полномочий и ответственности работников, обеспечивающих проведение закупки. Для заказчика это подразумевает наличие:

  • регламентирующей среды;
  • установленной организационной структуры управления закупками и их контроля;
  • подготовленных кадров для проведения закупок;
  • налаженной инфраструктуры закупок (информационное обеспечение, средства электронной коммерции, сертификация, профессиональные консультанты и т. д.).

ПАО «РусГидро» публикует информацию о планируемых закупках товаров, работ и услуг Компании, размещает актуальные официальные публикации о закупках, содержащие наименование закупки (предмет закупки), существенные условия в конкурентной закупке и иную информацию по закупке на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, а также на электронной торговой площадке Росэлторг.

По результатам закупок публикуется информация о результатах закупки с указанием победителя закупки и ценой заявки победителя конкурентной процедуры. [103-2]

Отчет по исполнению годовой комплексной программы закупок

За 2018 год итоговая стоимость проведенных закупок для нужд Группы РусГидро составила 270 704 млн руб. с НДС, что на 13% меньше объема закупленной продукции в 2017 году, в основном за счет снижения на 39% закупок Субгруппы РусГидро. При этом общее число закупочных процедур возросло на 10%, до 17 445, за счет увеличения на 14% закупок Субгруппы РАО ЭС Востока. Свыше 50% закупок осуществляется открытыми способами, из них 99% закупочных процедур осуществляется через электронную торговую площадку (ЭТП). [102-9]

Структура закупок, млн руб. с НДС
Доля закупок в разбивке по способам, %
Вид закупок 2017 2018
Субгруппа РусГидро Субгруппа РАО ЭС Востока Субгруппа РусГидро Субгруппа РАО ЭС Востока
Через электронную торговую площадку (ЭТП) 87,95 99,40 98,62 99,77
Открытыми способами 67,79 42,37 52,69 48,31
У единственного источника 32,09 57,10 45,95 50,03
В закрытой форме (из ограниченного числа источников) 0 0 0,29 0,82

Основная доля закупаемых работ и услуг (в денежном выражении) приходится на закупки, связанные с выполнением ремонтных и инвестиционных программ (технического перевооружения, капитального строительства) компаний, входящих в Группу РусГидро.

В номенклатуру потребляемых товаров входит практически вся линейка продукции, традиционно закупаемая предприятиями энергетического сектора: основное (котельное и турбинное) оборудование, трансформаторы, ячейки КРУ, КТП, запорная, регулирующая, сцепная и кабельная арматура, трубопроводы, паропроводы и детали к ним, кабельно-проводниковая, электротехническая, метизная, изоляторная, теплоизоляционная и иная продукция.

Одним из наиболее ответственных и стратегически важных для Группы РусГидро направлений закупочной деятельности является осуществление своевременных и эффективных конкурентных закупочных процедур топлива (в первую очередь угля, дизельного топлива) для нужд генерирующих объектов (ГРЭС, ТЭЦ и т. д.). За 2018 год итоговая стоимость проведенных закупок по направлению «Топливо» составила 83 042,59 млн руб. с НДС, что составляет 30,7% от общей итоговой стоимости проведенных закупок.

Период с 2016 по 2018 год характеризовался высоким уровнем экспортных цен на угольную продукцию, включая рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, что привело к дефициту угля на внутреннем рынке и стабильно значительному ежегодному темпу роста цены, достигающему 20%. В период низких цен на уголь ПО Группы РусГидро был заключен и в 2018 году закончил свое действие ряд долгосрочных договоров, условия которых соответствовали тарифным источникам. Позиция Группы РусГидро состоит в приведении цены закупаемого угля к справедливой цене, соответствующей топливной составляющей тарифа, и ее использованию в качестве базовой при торгах на право заключения долгосрочных договоров поставки угля.

Влияние закупочной деятельности на регионы присутствия, общество и окружающую среду

Группа РусГидро, как один из крупнейших заказчиков продукции, товаров, услуг и сырья в стране, осознавая свою ответственность перед регионами присутствия, обществом и окружающей средой, внесла изменения в Единое положение о закупке продукции для нужд обществ Группы РусГидро, утвержденное решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277. При закупке работ по проектированию (в том числе проведению предварительных научно-исследовательских работ) новых гидро- и теплоэнергетических объектов, их строительстве и модернизации, а также закупке основного оборудования технические и функциональные требования к закупаемой продукции и условия заключаемого договора по результатам таких закупок должны формироваться с учетом утвержденных локальных нормативных документов (актов) заказчика в области социальной ответственности и устойчивого развития в целях:

  • соблюдения экологического режима;
  • охраны объектов культурного наследия;
  • производственной безопасности и охраны труда;
  • защиты коренных народов и уязвимых групп населения;
  • контроля негативного воздействия на изменение климата и окружающую среду;
  • сохранения и восстановления биоразнообразия.

При проведении закупок способами конкурса или запроса предложений могут быть установлены соответствующие критерии оценки в области социальной ответственности и устойчивого развития.

Закупки у предприятий малого и среднего бизнеса

Программа партнерства общедоступна и опубликована на сайте ПАО «РусГидро». Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в Программу партнерства, размещен на официальном сайте ПАО «РусГидро» в разделе «Закупки» и актуализируется по мере включения новых участников.

На сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на сайте ПАО «РусГидро» размещен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для ПАО «РусГидро» на 2018 год утверждены плановые показатели по закупкам у субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам года Группе РусГидро удалось достичь результатов, значительно превышающих план.

Доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 году, %
Показатель План Факт
Доля закупок у субъектов МСП от совокупной годовой стоимости закупок ПАО «РусГидро» 18 70,77
Группа РусГидро 18 77,86
Доля закупок только среди субъектов МСП от совокупной годовой стоимости закупок ПАО «РусГидро» 15 42,15
Группа РусГидро 15 28,03

В 2019 году Группа РусГидро планирует осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее 18% от общего объема закупок, в том числе не менее 15% закупок, проводимых с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация проектов в области импортозамещения

  • В рамках реализации Программы комплексной модернизации генерирующих объектов ПАО «РусГидро» Компания планирует наращивать объемы поставок продукции отечественных машиностроителей, что будет обеспечено в том числе за счет локализации производства отдельных видов оборудования и комплектующих на территории России.
  • Для реализации роста объема поставок отечественной продукции в 2018 году обеспечено снижение доли приобретаемого импортного оборудования в рамках производственной деятельности в целях реализации мероприятий поэтапного замещения закупок иностранной продукции (работ, услуг) закупкой российской продукции (работ, услуг), эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам.
  • В рамках импортозамещения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также во исполнение директив Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 № 1659п-П131Об утверждении порядка учета инвестиционных проектов, включаемых в перечень инвестиционных проектов. Обществом утверждено По­ложение о порядке учета инвестиционных проектовРешение Совета директоров ПАО «РусГидро» от 31.05.2016 (протокол №   237)., включаемых в перечень инвестиционных проектов Группы РусГидро, устанавливающее комплекс норм, ­правил и требований в процессе отбора ­инвестиционных проектов и получения решения о включении инвестиционных проектов в реестр, утверждаемый Правительственной комиссией по импортозамещениюОбразована Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 №   785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению».. Типовое положение> о порядке учета в ПО ПАО «РусГидро» инвестиционных проектов, включаемых в перечень инвестиционных проектов Группы РусГидро, одобрено Правлением ПАО «РусГидро».
  • За 2018 год показатель дорожной карты «Доля импортного оборудования» составляет 23%, что соответствует контрольному показателю, предусматривающему непревышение показателя «Доля импортного оборудования» – 23%.
  • В целях реализации мероприятий поэтапного замещения закупок иностранной продукции (работ, услуг) закупкой российской продукции (работ, услуг), эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам, предлагает­ся снизить долю приобретаемого импортного оборудования в рамках производственной деятельности.
  • Корректировка дорожной карты до 2025 года утверждена в составе актуализированной Долгосрочной программы развития Группы РусГидро на 2018–2022 годы (протокол Совета директоров от 01.06.2018 № 271).
Доля импортного оборудования в закупках, %