Greenhouse gas and air pollutant emissions

RusHydro uses renewables in its operation. HPPs produce no greenhouse gas emissions.

Still, emissions of greenhouse gases by the facilities of RAO ES East Subgroup were calculated in accordance with Order No. 300 issued by the Ministry of Natural Resources and the Environment of the Russian Federation on June 30, 2015, Guidelines for Calculation of Gross Carbon Dioxide Emissions by TPPs and Boilers (RD 153-34.0-02.318-2001), and data from the Carbon Fund. Greenhouse gas emissions were calculated per facility based on the fuel consumption of each facility.

In 2018, emissions of greenhouse gases went up 1.41% driven by higher power output at the facilities of RAO ES East Subgroup and an increase in reference fuel consumption.

Direct greenhouse gas emissions by RAO ES East (scope 1), ‘000 tonnes [305-1]
Item 2016 2017 2018 2018/2017, %
СО2 emissions, '000 tonnes 34,096.5 34,457.1 34,942.3 1.4
N2O emissions, '000 tonnes CO2-eq. 119.1 117.1 120.2 2.7
CH4 emissions, '000 tonnes CO2-eq. 14.4 13.9 14.6 5.0
Total emissions 34,229.9 34,588.2 35,077.1 1.4
natural gas combustion 9,936.0 10,101.5 10,147.9 0.5
fuel oil combustion 693.5 712.0 723.1 1.6
solid fuel combustion 23,600.4 23,774.6 24,206.1 1.8

Intensity of greenhouse gas emissions by RAO ES East

The CO2-equivalent emission intensity is calculated as a ratio of total emissions (tonnes CO2-eq.) to electric power (mn kWh) and heat (‘000 Gcal) produced.

One of the key challenges accounted for by RusHydro in its updated Environmental Policy (approved by the Board of Directors on August 9, 2018) is the global climate change and need to adapt to global warming effects threatening human life and health, flora and fauna, and causing changes in long-standing hydrological and meteorological patterns. Low-carbon development is therefore a primary objective for RusHydro Group. Its Environmental Policy sets a number of 2025 low-carbon targets, including reduction of greenhouse gas emissions and emission intensity and expansion of low-carbon installed capacity. RusHydro Group plans to achieve a 6% decrease in its greenhouse gas emissions by 2025 as compared to 2015. The year 2015 was recommended by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation to be used as the base year in the greenhouse gas reduction roadmap for the Russian public sector companies. The intensity of СО2 emissions is set to decrease 7.7% in the electricity generation segment and 6.4% in the heat production segment.

Intensity of greenhouse gas emissions by RAO ES East Subgroup, tonnes Net of Cascade of Viluysky HPPs and solar power plants producing no greenhouse gas emissions  [305-4]

The Expansion of Installed Low-Carbon Capacity target is planned to be achieved with the Comprehensive Modernization Program (Long-Term Development Program for 2012–2020 with an outlook until 2025) providing for retrofit of RusHydro’s generating facilities. RusHydro is also heavily engaged in renewable energy projects.

In particular, the Company builds smaller HPPs in Northern Caucasus. In November 2018, RusHydro commissioned a 900 kW wind power plant in the Arctic settlement of Tiksi in the Republic of Sakha (Yakutia).

In 2018, measures were taken at the Company’s subsidiaries in the Far East to reduce air pollutant emissions:

  • minor and major repairs at dust collecting equipment, aspiration bunkers and scrubbing towers to maintain the flue gas quality at the required level. Such measures were taken at Blagoveshchenskaya CHPP, Raychikhinskaya CHPP, Primorskaya GRES, Neryungrinskaya GRES, Artyomovskaya CHPP, Vladivostokskaya CHPP-2, Partizanskaya GRES, Amurskaya CHPP, Komsomolskaya CHPP-2, Mayskaya GRES, Khabarovskaya CHPP-1, Khabarovskaya CHPP-3, Urgalskaya boiler plant, and Arkagalinskaya GRES;
  • rehabilitation of Khabarovskaya CHPP-1 and Khabarovskaya CHPP-3 to upgrade boilers and hot-water peaking boiler plant to feed on natural gas (305-5)

Air pollutant emissions

Air pollution is monitored at all production facilities of RusHydro Group. In 2018, SOx emissions increased by 11% on the back of a higher power output at gas-fired thermal power plants.

Air pollutant emissions by major categories, tonnes [305-7]
Air pollutant emissions, tonnes [305-7]

Выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ в атмосферу

В процессе осуществления своей деятельности ПАО «РусГидро» использует возобновляемые источники энергии. При эксплуатации ГЭС не происходит выбросов парниковых газов.

Расчет выбросов парниковых газов выполнен для объектов Субгруппы РАО ЭС Востока в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2015 № 300 и с использованием РД 153-34.0-02.318-2001 «Методические указания по расчету валового выброса двуокиси углерода в атмосферу от котлов ТЭС и котельных» и данных инвентаризации Углеродного фонда. Объемы выбросов парниковых газов определены на основе данных по конкретному объекту, исходя из топливного баланса объекта.

В 2018 году объем выбросов парниковых газов увеличился на 1,4%. Рост связан с увеличением выработки электроэнергии объектами Субгруппы РАО ЭС Востока и расходов на выработку электроэнергии.

Прямые выбросы парниковых газов Субгруппы РАО ЭС Востока (область охвата 1), тыс. т [305-1]
Показатель 2016 2017 2018 2018/2017, %
Выбросы СО2 34 096,5 34 457,1 34 942,3 1,4
Выбросы N2О в СО2-эквиваленте 119,1 117,1 120,2 2,7
Выбросы СН4 в СО2-эквиваленте 14,4 13,9 14,6 5,0
Всего выбросов, в том числе: 34 229,9 34 588,2 35 077,1 1,4
от сжигания природного газа 9 936,0 10 101,5 10 147,9 0,5
от сжигания нефтетоплива 693,5 712,0 723,1 1,6
от сжигания твердого топлива 23 600,4 23 774,6 24 206,1 1,8

Интенсивность выбросов парниковых газов Субгруппы РАО ЭС Востока

Удельные выбросы СО2-эквивалента определяются отношением выбросов т СО2-эквивалента к выработке электроэнергии в млн кВт•ч и отпуску тепла в тыс. Гкал.

Одним из основных вызовов, который ПАО «РусГидро» учитывало при формировании обновленной Экологической политики (утверждена Советом директоров Общества 09.08.2018), является глобальное изменение климата и необходимость адаптации к неблагоприятным последствиям данных изменений, что создает угрозы для жизни и здоровья людей, состояния животного и растительного мира, а также приводит к изменениям устоявшихся гидрологических и метеорологических параметров. В этой связи одной из основных задач, стоящих перед Группой РусГидро, является низкоуглеродное развитие. При этом Экологическая политика Группы РусГидро устанавливает целевые показатели до 2025 года в области низкоуглеродного развития – снижение выбросов парниковых газов в прямом и удельном выражении и увеличение установленной мощности низкоуглеродной генерации. Группа РусГидро к 2025 году планирует снизить выбросы парниковых газов более чем на 6% по сравнению с взятым за базу 2015 годом. 2015 год рекомендован Минэкономразвития России в качестве базового года для реализации дорожной карты по сокращению объема выбросов парниковых газов в государственном секторе экономики Российской Федерации. Удельные выбросы СО2, связанные с выработкой электроэнергии, сократятся на 7,7%, а удельные выбросы, связанные с отпуском тепла, снизятся на 6,4%.

Удельные выбросы парниковых газов Субгруппы РАО ЭС Востока, Выработка без учета каскада Вилюйских ГЭС и солнечных электростанций, деятельность которых не приводит к эмиссиям парниковых газов.
т [305-4]

Достижение целевого показателя «Увеличение установленной мощности низкоуглеродной генерации» планируется за счет реализации программы комплексной модернизации (долгосрочной программы с периодом реализации 2012–2020 годов с перспективой до 2025 года), предписывающей техническое перевооружение генерирующих объектов Компании. Кроме того, Компания планомерно реализует проекты в области возобновляемой энергетики.

В настоящее время Компания реализует проекты строительства малых ГЭС на Северном Кавказе, в ноябре 2018 года в арктическом поселке Тикси в Республике Саха (Якутия) ПАО «РусГидро» ввело в эксплуатацию уникальную ветровую электростанцию мощностью 900 кВт.

В 2018 году в подконтрольных организациях на Дальнем Востоке проведены мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу:

  • текущий и капитальный ремонт золоулавливающих и аспирационных установок, скрубберов в целях поддержания степени очистки дымовых газов на нормативном уровне. Такие мероприятия выполнены на Благовещенской ТЭЦ, Райчихинской ТЭЦ, Приморской ГРЭС, Нерюнгринской ГРЭС, Артемовской ТЭЦ, Владивостокской ТЭЦ-2, Партизанской ГРЭС, Амурской ТЭЦ, Комсомольской ТЭЦ-2, Майской ГРЭС, Хабаровской ТЭЦ-1, Хабаровской ТЭЦ-3, Ургальской котельной, Аркагалинской ГРЭС;
  • выполнение работ по реконструкции Хабаровской ТЭЦ-1, Хабаровской ТЭЦ-3 в целях перевода котлоагрегатов, пиковой водогрейной котельной на использование природного газа. [305-5]

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

На всех производственных объектах Группы РусГидро осуществляется контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2018 году наблюдался рост выбросов SОx на 11% за счет роста выработки тепловых электростанций на природном газе.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в разбивке по основным категориям,
т [305-7]
Выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу,
т [305-7]